четверг, 10 апреля 2014 г.

Экспозиция.

Как у древних Земля держалась на трех китах, так и экспозиция в фотографии по мнению Гуру базируется на оных.
В ХХ веке под экспозицией понималась доза световой энергии, действующая на светочувствительный элемент. Иными словами интенсивность света умноженная на время воздействия.

Интенсивность света регулируется диафрагмой, время воздействия - выдержкой. Естественно, экспозиция должна быть подобрана под светочувствительность приемника.

В пленочной фотографии это фотопленка, в цифровой - матрица (сенсор). В цифровой камере все автоматизировано. При недостатке света автоматически подбирается чувствительность (ISO) и под нее экспозиция (диафрагма и выдержка).

Когда все подобрано правильно имеем верхний снимок. Ниже, для примера, недоэкспонированный (слева) и переэкспонированный (справа) тот же снимок.


Что то подобное, наверно, было в вашей практике. А как же автоматика? Причин может быть несколько:
  • Ваша ошибка. Снимок ниже сделан в Питере белой ночью на автоматике. Считаю его переэкспонированным (не видно ночи). Фотоаппарат был направлен в основание памятника, полунажат спуск (замер экспозиции и фокуса), скадрирован и снят.
    Если бы экспозиция была взята с ракурса как на снимке, то дачики среагировали на яркость рекламы и детали памятника не проработались (стали черными как киты на левом снимке выше), но зато получилась бы ночь (наверно не белая). Можно поискать точку откуда взять замер, а проще перейти в ручной режим работы, чем учить автоматику.

  • Диапазон яркостей объекта съемки превосходит диапазон матрицы. Часто такая ситуация при съемке закатов и рассветов. Выбирайте что важней, ищите компромисс или купите градиентный фильтр. Даже ваш глаз иногда не может что то различить, а что вы хотите от железяки.
  • Неисправность камеры.
Если вы работаете только в автоматическом режиме и нет желания попробовать себя в творческом, то дальше можно не читать.

Итак три кита: ISO, Диафрагма, Выдержка. Разберем их влияние на качество и творчество.

ISO. Светочувствительность.

Раньше это были единицы ГОСТа (16 ед, 32 ед, 65 ед, ....). Сейчас международные ISO.
Работайте при самом маленьком значении. Меньше цифрового шума. Главную роль играет матрица. В мыльницах, да и компактах даже при ISO 100 шума на порядок или два больше чем в зеркалках при ISO 3200.

Диафрагма.

Это заслонка из серповидных лепестков. Стандартные значения диафрагм приведены на картинке. Цифры из пленочной техники и приняты для упрощения расчетов экспозиции. Когда рождалась фотография не знали даже слова калькулятор.

 Цифры это отношение диаметра отверстия диафрагмы к фокусному расстоянию объектива. Для удобства используют только знаменатель. Чем больше значение диафрагмы, тем меньше отверстие. Каждое соседнее значение уменьшает яркость в 2 раза.

В пленочных камерах диафрагма устанавливалась специальным кольцом на объективе. В цифровиках автоматически или
вручную переключателем.

 Кроме дозирования света, диафрагма используется для регулирования глубины резкости или ГРИП - глубина резко изображаемого пространства.

На объективах пленочных камер рядом с кольцом наводки на резкость наносится шкала диафрагм. По ним можно оценить глубину резкости. Например, на картинке выше объектив сфокусирован на 2 метра и установлена диафрагма  2 глубина резкости не большая, где то 25 см. Т е все предметы находящиеся в 10 см перед точкой фокусировки и в 15 см за точкой будут резкими.

Если установим диафрагму 16, то глубина резкости увеличивается почти до 5 м. 1,4 м перед точкой фокусировки  и 3,5 м за ней.

Обратите внимание зона резкости за точкой фокусировки существенно превышает, зону перед точкой.

Если сфокусироваться на объекте в 6 м от камеры и установить диафрагму 16, то глубина резкости возрастет. Будет все резким в зоне от 3 м до бесконечности.

Ниже пример влияния диафрагмы на глубину резкости:


Снято в режиме паритета диафрагмы с фокусировкой на очки. Между камерой и очками 5 см.
Изменялась только диафрагма. Но снимки обработались автоматикой фотоаппарата по разному. На левом фон размыт и затемнен. На правом камера "сообразила" что задний план важен и изменила экспозицию за счет ISO.

ГРИП зависит так же от фокусного расстояния объектива. С увеличением фокусного расстояния глубина резкости уменьшается.

Манипулируя диафрагмой, расстоянием до объекта  съемки и величиной фокусного расстояния можно достичь желаемой композиции снимка.

Гуру утверждают, что лучшая резкость снимка получается при при значениях диафрагмы на 2 ступеньки выше максимальной.

Выдержка.

Это время действия света на светочувствительный элемент. Измеряется в секундах или ее долях. Для удобства также используют только знаменатель.
Например, выдержка 500 означает 1/500 сек, т е чем больше цифра, тем короче выдержка. Каждая камера имеет свой диапазон выдержек.

Выдержку так же подбирают в зависимости от сюжета.
Короткие используют для быстро меняющися сцен, например, спорт.
Или вы снимаете фонтан. При коротких выдержках будут видны отдельные струйки и капли, длинные подчеркнут динамику процесса.

Если ваша манера снимать как у девушки слева, то вряд ли вам помогут короткие выдержки и стабилизация камеры. Мазьня гарантирована.

На вашем фотоаппарате, наверняка есть четыре режима: автомат, паритет диафрагмы, паритет выдержки и ручной. Каким когда пользоваться?

В автомате камера попытается все сделать за вас. Даже учтет, что вдруг вы снимаете как на выше приведенном снимке: повысит ISO, установит максимальную диафрагму и к ней подберет минимальную выдержку.

При паритете диафрагмы вы сами устанавливаете, в зависимости от композиции, необходимую диафрагму, а камера подберет выдержку. При паритете выдержки все наоборот.
Если вас не устраивают полученные результаты, то переходите в ручной режим и, основывась на полученных снимках, подкорректируйте экспозицию.

Эксперементируйте, учитесь. Одно и то же снимите с разными экспозициями, в разных режимах, с разных ракурсов (точек съемки).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

От Вас деловой комментарий - Вам подарок.